Статины традиционно не назначаются во время беременности и лактации из-за опасений по поводу их потенциальных рисков. Однако влияние статинов и других липид-модифицирующих препаратов (ЛМА) на риск эмбриопатии остается неясным.
Холестерин жизненно важен для эмбрионального развития. Некоторые ЛМА потенциально могут влиять на развитие плаценты, нарушать рост плода и приводить к структурным аномалиям плода. Ранние исследования на животных предполагали тератогенное действие статинов в высоких дозах, однако данных о применении у людей было мало, поэтому до недавнего времени в клинических рекомендациях рекомендовалось прекратить терапию статинами большинству женщин, планирующих беременность.
В обзоре FDA 2021 года представлены результаты изучения взаимосвязи между применением статинов во время беременности и исходами для здоровья, особенно серьезными врожденными пороками развития и выкидышами. Авторы пришли к выводу, что надежные обсервационные исследования на людях не подтверждают результаты исследований на животных. Те же результаты получены в мета-анализе 5 когортных исследований: воздействие статинов в первом триместре не было связано с серьёзными врождёнными пороками развития.
На основании имеющихся доказательств FDA потребовало удалить самое строгое предупреждение против использования статинов во время беременности, но при этом по-прежнему советует большинству беременных пациенток прекратить прием статинов вследствие повышения риска невынашивания беременности. Строгие противопоказания сейчас сохраняются только для периода лактации.
В журнале European Heart Journal опубликованы результаты Норвежского Национального когортного исследования, посвященного данному вопросу. Было показано, что врожденные пороки развились в процессе 34 755 из 803 830 (4,3%) беременностей у женщин, не принимавших статины, у 74 из 1255 (5,9%) детей беременных, прекративших прием статинов (ранее их получавших), и у 19 из 283 (6,7%) детей женщин, продолживших прием статинов во время беременности. Скорректированное отношение шансов (ОШ) для женщин, принимавших статины, в сравнении с непринимавшими, составило 1,30 [95% ДИ 0,81–2,09] для любых пороков развития, 1,15 (0,61–2,19) для серьезных и 1,47 (0,75–2,89) для незначительных пороков развития. Также не было достоверных различий при сравнении женщин, продолживших прием статинов, и прекративших прием: скорректированный ОШ для всех пороков развития 1,01 (0,59–1,72), для больших 1,08 (0,52–2,25), для малых 0,94 (0,44–2,00). Также не было выявлено корреляций между воздействием липидснижающей терапии и пороками развития сердца (скорректированный ОШ 1,22, 95% ДИ 0,50–3,01). Обновлённый метаанализ с добавлением вновь полученных данных также не выявил повышенного риска больших (скорректированный ОШ 1,06, 95% ДИ 0,86–1,31) или малых пороков развития сердца (1,24, 95% ДИ 0,94–1,64) при продолжении приема статинов.
В следующем номере журнала была опубликована editorial статья, в которой, помимо прочего, обсуждались ожидаемые преимуществ с точки зрения рисков СС осложнений у матери с сопутствующей семейной гиперхолестеринемии при продлении статинов по сравнению с их отменой.
Следует отметить, что согласно новым рекомендациям ESC 2025 по сердечно-сосудистой патологии у женщин, статины следует продолжить пациенткам с семейной гиперхолестеринемией и подтвержденными атеросклеротическими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ингибиторы PCSK9 и эзетимиб применять не следует вследствие недостаточной изученности, бемпедоевая кислота категорически противопоказана.
По материалам:
1) Jacob J Christensen, Kirsten B Holven, Martin P Bogsrud, Kjetil Retterstøl, Jeanine E Roeters van Lennep, Trond M Michelsen, Marit B Veierød, Hedvig Nordeng, Statin use in pregnancy and risk of congenital malformations: a Norwegian nationwide study, European Heart Journal, 2025;, ehaf592, https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehaf592
2) Paulina E Stürzebecher, Ulrich Laufs, Statin therapy during pregnancy, European Heart Journal, 2025;, ehaf666, https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehaf666
Текст: Шахматова О.О.